Святой Иоанн Златоуст – один из трех Вселенских святителей, почитаемый современниками и потомками за веру, благочестие, дела праведные и преданность Христу. Многие знают его хотя бы потому, что в церкви во время службы совершается литургия, им составленная.
Много веков люди читают толкования Библии, которые свт. Иоанн Златоуст оставил миру, как свое величайшее наследие. Священнослужители называют его «устами Христовыми, светилом всемирным, вселенским учителем». Во время богослужений, которые совершал как в сане диакона, так и в сане архиепископа Константинопольского, он преподавал прихожанам азбуку веры. Его обращения к собравшимся были настолько красноречивы и убедительны, что именно веряне назвали его Златоустом.
Кто же он, Иоанн Златоуст, какой путь прошел на земле, какое наследие оставил потомкам, совершив при жизни множество дел во имя веры и Господа?
Детство и отрочество
Святитель Иоанн Златоуст родился примерно в 347 году в Антиохии в семье военачальника. Отец его Секунд умер рано, когда мальчик был совсем маленьким, поэтому особого влияния на воспитание сына не оказал.
Мать Анфуса, овдовев в двадцатилетнем возрасте, приняла твердое решение не выходить замуж, посвятив себя воспитанию детей и заботам о немалом наследстве, оставшемся от мужа. Да и сама она была благородного происхождения, что и предопределило ее решение дать сыну достойное образование. В известной биографии Иоанна Златоуста нет упоминаний о его сестре, которая, по всей видимости, умерла еще будучи ребенком.
Мальчик воспитывался в христианском благочестии, посещал вместе с матерью церковь. Ему с ранних лет была привита вера в истины Святого Писания, поэтому он не подвергся соблазну языческих книг, а также светского образа жизни, который вели многие дети вельмож.
Наряду с христианскими постулатами мальчику было доступно лучшее светское образование в то время. Его учителями были философ Андрагафий, знаменитый ритор и литератор Ливаний.
Оратор впоследствии говорил, что юный ученик поражал его своими способностями, выказывая недюжинный ум, способности к логике и анализу, неординарность суждений и умение отстоять свою точку зрения.
Такое отношение к учебе и желание получать новые знания сделали Иоанна лучшим учеником Ливания.
Путь к церкви
По завершении обучения Иоанн Златоуст стал заниматься адвокатской практикой и добился немалых успехов на этом поприще. Его умение убеждать, знание законов и высокое положение в обществе открывало многие двери, закрытые для иных. Но Господь уготовил ему совсем другую стезю.
Как и многие его сверстники, он не был крещен, но так как родители хоть и были христианами, то откладывали крещение своих детей до их самостоятельного, осознанного решения самим провести сей обряд.
Иоанн увлекся изучением Божественного Писания, чему немало способствовало его приближение к епископу Антиохийскому Мелетию. Он увидел в отроке великое будущее и великую пользу для истинной христианской веры. Вскоре Иоанн отошел от мирских дел и принял крещение от Мелетия.
Как и многие его сверстники, почитавшие христианские постулаты, мальчик с восхищением и благоговением относился к монахам отшельникам, жившим в уединенных местах. Они молятся, трудятся во имя Господа. По мнению молодых последователей церкви, именно так совершается истинный путь к Богу.
Но Иоанн Златоуст не покидает город, так как внимает просьбам матери, возлагающей на сына все надежды. Он является ее единственной опорой в старости. Также его решение стать отшельником пока не поддерживал Мелетий.
Изгнание
Вскорости после крещения святитель Иоанн Златоуст был возведен в звание чтеца, что предшествовало принятию священства. И вопреки всем желаниям он вынужден был уехать из города. За свои проповеди его изгнали по велению императора Валента, покровительствующего язычникам.
Осталось множество проповедников, которые не прекращали вести деятельность по укреплению христианства. И многие прихожане из тех, кто посещал проповеди Иоанна, захотели видеть его и друга его Василия на более высоком духовном посту.
Иоанн возвращается в город, и так как считает себя недостойным, от сана отказывается. Василия же посвящают в епископское достоинство.
Примерно в 374 году, после смерти матери, Иоанн Златоуст получает возможность воплотить свою мечту – поселиться в отдаленном монастыре и проводить время в благочестивых молитвах и физических трудах во имя Христа.
Четыре года он прожил в пустыне, два из которых – один, в уединенной пещере, в полном молчании. Именно в то время он написал свои знаменитые труды, в которых рассуждал о великом достоинстве иноческого звания.
Священство
В 381 году, по возвращении из пустыни, Иоанн Златоуст, по настоянию епископа Мелетия, принял диаконский сан. В его обязанности входило не только проводить службы, где совершаются божественные литургии, но и заниматься попечительством над бедными.
В 386 году епископ Флавиан, принявший последование епископского достоинства после Мелетия, рукоположил Иоанна на священство. С этого времени он регулярно проводил службы в церкви, проповедовал, совершал обряды крещения.
Помимо этой деятельности Иоанн не прекращал писать толкования Святого Письма, произнося их с кафедры собора в Антиохии.
После кончины архиепископа Константинопольского Нектария, вопреки сопротивлению некоторых представителей высшего духовенства, Иоанн был вызван в Константинополь для поставления в архиепископы, что и было сделано.
За время его служения в сане архиепископа, он вел просветительскую деятельность в землях, где язычество все еще оставалось основной религией. Он отказался от своего содержания, обеспечивая на эти деньги существование нескольких гостиниц для бедных и бездомных.
Именно на столь высоком посту была создана литургия Святого Иоанна Златоуста, а также введено антифонное пение, всенощные бдения и написано несколько молитв для проведения церковных обрядов.
Гонения
Архиепископ Иоанн Златоуст обличал распущенность дворцовых нравов. После повеления императрицы Элии Евдоксии, супруги императора Флавия Аркадия, о конфискации имущества у вдовствующей семьи опального вельможи, он резко заступился за бедствующих сограждан. Этим вызвал гнев императрицы, особенно после клеветнических наветов приближенных.
Неправедный суд по наущению Евдоксии, вынес приговор – казнь. Но император, понимая всю серьезность такого решения, заменил казнь ссылкой. Паства заступилась за своего пастыря, и в ночь его изгнания в Константинополе произошло страшное землетрясение. Это событие заставило императрицу покаяться, и слезно умолять Иоанна вернуться в город.
Однако гнев Евдоксии возвращался не единожды, подогреваемый клеветническими доносами. Каждый раз облеченная властью женщина заставляла суд принимать угодные ей решения и каждый раз в городе случались катаклизмы со множеством жертв.
В 404 году в очередной раз неправедный Собор постановил изгнать Иоанна. В скором времени сгорел храм Святой Софии и здание сената. Город подвергался нападению варваров. И в октябре 404 года умерла сама императрица. В этом стечении обстоятельств даже язычники видели знак Божий.
Конец земного пути
Иоанн Златоуст пребывал в последние годы своей жизни в изгнании в Армении. Здесь он продолжал проводить свою просветительскую деятельность, писал письма епископам других стран. В википедии наводятся краткие сведения о том, что благодаря стараниям Иоанна язычники Африки, Азии и некоторых стран Европ обратились в христианство.
В 405 году он серьезно заболел. Но по велению императора путь его был направлен в Питиунт (современная Абхазия). Обессиленный святитель Иоанн вынужден был передвигаться в любую погоду, что еще больше изматывало его.
У склепа святого Василиска ему было видение, когда мученик сказал, что скоро они встретятся. На утро Иоанн принял Святое Причастие, и 17 сентября 407 года почил с миром. Там же был и погребен.
В 438 году его мощи перенесли в Константинополь. Во времена четвертого Крестового похода были переправлены в Рим и только 26 ноября 2004 года по велению папы Иоанна Павла ІІ снова возвращены в Константинополь, где была отслужена праздничная литургия Иоанна Златоуста.
Храмов, церквей, соборов и монастырей, где почитают святителя и которые построены во славу его, в мире насчитывается много. Но одной из памяток не только христианской веры, но и мировым культурным наследием ЮНЕСКО, является храм Иоанна Златоуста во Львове (костел и женский монастырь святых францисканок Святого Причастия).
Молящимся есть о чем просить святителя Иоанна, есть чему поучиться у великого праведника. Он помогает в решении проблем, волнующих тело и душу, наставляет на путь истинный и дает ответы на извечные вопросы – в чем смысл жизни и зачем ты, человек, пришел в этот мир.
Молитвы святителю Иоанну Златоусту
- Молитва первая святителю Иоанну Златоустому, архиепископу Константинопольскому
О святителю великий Иоанне Златоусте! Многая и различная дарования от Господа приял еси и, яко раб благий и верный, вся данная тебе таланты добре умножил еси: сего ради воистинну вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко знание от тебе поучается. Ты еси отроком - послушания образ, юным - целомудрия светило, мужем - трудолюбия наставник, старым - незлобия учитель, иноком - воздержания правило, молящимся - вождь от Бога вдохновенный, мудрости ищущим - ума просветитель, витиям доброглаголивым - слова живаго источник неисчерпаемый, благотворящим - милосердия звезда, начальствующим правления мудраго образ, правды ревнителям - дерзновения вдохновитель, правды ради гонимым - терпения наставник: всем вся был еси, да всяко некия спасеши. Над всеми же сими стяжал еси любовь, яже есть соуз совершенства, и тою, яко силою Божественною, вся дарования во единем лице твоем воедино совокупил еси, и туюжде любовь, разделенная примиряющую, в толковании словес апостольских всем верным проповедал еси. Мы же грешнии, по единому кийждо свое дарование имуще, единения духа в союзе мира не имамы, бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще: сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам являются. Темже к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими отжени от сердец наших всякую гордость и зависть, нас раздирающия, да во мнозех удех едино тело церковное будем, да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
- Молитва вторая святителю Иоанну Златоустому, архиепископу Константинопольскому
О святителю великий Иоанне Златоусте! Многая и различная дарования от Господа приял еси и, яко раб благий и верный, вся данныя тебе таланты добре умножил еси, сего ради воистину вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе поучается. Мы же, грешнии (имена), по единому кийждо свое дарование имуще, единения духа в союзе мира не имамы, но бываем тщеславии, друг друга раздражающе, друг другу завидяще; сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам являются. Темже к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими отжени от сердец наших всяку злобу, недоброжелательство, гордость и зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное невозбранно пребудем, да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.