Икона Божией Матери "Боголюбская"
Цена указаны вкл. НДС, без учета стоимость доставки
На складе.
Срок доставки примерно 1-3 рабочих дня
- Код товара: 30277
- Вес: 290 г.
Древняя и вечно молодая Боголюбская икона Божией Матери
Сохранившаяся до наших дней Боголюбская икона Божией Матери создана в домонгольский период, в середине XII века, и является редчайшим и ценнейшим образцом искусства того времени. Этот чудотворный образ почитаем за многочисленные исцеления, в том числе и от таких бедствий, как чума и холера.
История создания
Повествование о том, как появился этот шедевр, говорит о том, что князь Андрей, сын Юрия Долгорукого, не захотел править возле своего отца в Вышгороде, и решил вернуться домой, во Владимир. Вез он с собой и иконы, в том числе и прославившийся многочисленными чудесами образ Богоматери Умиление, которая позже стала известна как Владимирская. Ее князь хотел отправить дальше, в Ростов, но недалеко от Владимира кони, которые перевозили реликвию, остановились как вкопанные. Никакими силами никому не удалось заставить их двигаться дальше. Заночевав в открытом поле, князь молился и был вознагражден видением Богородицы. Она повелела вернуть свою икону во Владимир, а на этом месте основать монастырь в честь ее рождества. Это было неукоснительно исполнено.
Для новой обители по велению Андрея Юрьевича был написан особый образ – на кипарисовой доске, так, как увидел он Деву Марию в ту ночь – со свитком в руке и с обращенным в небо взглядом, к ее божественному сыну. На свитке записана молитва о благословении этого места.
Явление Богоматери привело к основанию церкви Рождества и монастыря, а затем возле них вырос город. Святыня, монастырь, город и сам князь стали называться Боголюбскими, то есть любящими бога.
История этого шедевра неразрывно связана с Владимирским образом. Даже в дни памяти величайшей иконы русской земли совершается крестный ход с Боголюбской иконой Божией Матери.
Церковь Рождества, монастырь и сам город Боголюбов были разрушены и сожжены Батыем, но образ чудесным образом уцелел. Это утвердило верующих в мысли в чудотворности святыни и помогло им восстановить все из пепла.
Празднование
Дата внесения в новый храм в только что основанном и освященном монастыре – 1 июля по новому стилю – стала отмечаться как день памяти Боголюбской Божией Матери. Князь Андрей, видевший явление Богородицы, говорил, что она полюбила это место – монастырь и нынешнее село Боголюбово. Сюда всегда сходились паломники, поклониться святому месту и приложиться к чудотворному образу. Много людей и сейчас приходит в церковь за помощью, особенно в день памяти Боголюбской иконы.
Стиль
Древняя Боголюбская икона Божией Матери, скорее всего, написана византийским мастером-иконописцем, потому что образ несет на себе многочисленные следы характерного для того времени стиля:
- Пречистая дева запечатлена одна, без Иисуса Христа в образе младенца.
- В руках у нее свиток с молитвой, обращенной к богу.
- В верхнем углу справа изображен сам Иисус Христос, к которому и обращается его мать с просьбой о помощи и защите.
- В верхней части размещены так называемые клейма, то есть уменьшенные изображения образов, которые также вез с собой Андрей Юрьевич: Божией Матери, позже названный Владимирским, Спасителя, Иоанна Предтечи, Архангела Михаила и Гавриила.
- После расчистки красочного слоя во время реставрации выяснилось, что изображение было очень живым и разноцветным, а на плечах и голове Пречистой крепились драгоценные украшения.
- Такой тип изображения назывался обетным, так как обычно писался на заказ, а на самой иконе в коленопреклоненном виде изображался сам заказчик. На Боголюбской чаще всего встречается изображение князя Андрея Юрьевича.
По форме и размерам исторического образца предполагается, что святыня была парной и к ней было такое же изображение Спасителя в рост
Иконография
Образ Боголюбской иконы Божией Матери относится к типу Агиосоритисса, что часто переводится как «заступница» или «просительница». Он был характерен для многих изображений, созданных в Византии константинопольской школой религиозной живописи.
Похожие по стилю, исполнению и даже лику Богородицы росписи, иконы и мозаики сохранились в византийских церквях, относящихся примерно к XII веку. Это позволяет довольно точно определить временной период создания шедевра и его принадлежность кисти византийского иконописца.
В образе Божьей Матери такого типа, которую также принято называть Деисусной иконой, можно найти отсылки к другим классическим видам изображения Богородицы – Оранты (Молящейся) и Одигитрии (Путеводительницы).
Верующие люди идут в храм и усердно молятся перед иконой, прося у нее защиты от различных эпидемий. Матерь Божия, слыша молитвы, неоднократно спасала от страшнейших бедствий, от холеры и чумы. Перед иконой читают канон, акафист и тропарь, восславляя Пречистую и ее сына, прося о защите от бедствий, войн и болезней.
Чудотворные списки
Со знаменитой иконы сделаны многочисленные изводы, которые также стали чудотворными и почитаются в один день с Боголюбской. Их довольно много, но больше других прославилась икона Божией Матери Боголюбская, называемая Московская. Рона была создана в XVIII веке и была расположена над Варварскими воротами московского Китай-города. Она отличается тем, что на ней изображено множество почитаемых святых, мучеников и блаженных.
Икона Божией Матери Боголюбская, известная как Зимаровская, считалась надвратным образом Пронска. Татаро-монгольские орды разбили икону и бросили ее в сорняки, но она чудесным образом оказалась целой и стала чудотворной. Находилась она под Рязанью, в селе Зимарово, откуда и получила свое название. Прославилась она спасением Москвы от чумы в 1771 году.
Древний Боголюбский образ сильно пострадал от времени. Когда при Советской Власти закрывали монастыри, икону забрали на реставрацию. Все это время она пребывала во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. Только в 1993 году историческую святыню вернули верующим. Сейчас она находится в Свято-Успенском соборе Княгинина монастыря во Владимире. Для того, чтобы уберечь реликвию от дальнейшего разрушения, был создан специальный киот с регулируемым микроклиматом, идеальным для живописи на древней деревянной доске.
Однако существуют данные, сообщающие, что доска подверглась серьезным изменениям и ее структура угрожает сохранности красочного слоя. Учитывая возраст иконы и многочисленные записи и попытки восстановления, а также те испытания, которые выпали на ее долю за века, не удивительно, что образ сильно пострадал.
Предпринимаются все возможные усилия для сохранения реликвии.
Все православные верят, что этот святой образ будет вечно с нашей страной, как и нерушимая вера в заступничество Пречистой.
Доп. информация: | Деревянная основа, Рельефное тиснение |
Производитель: | Производственный кооператив "Братство Архангела Михаила" |
Размер: | 11,5 x 19 x 1,5 см. |